Пролог.


Доселе каждый свой отзыв я снабжал какой-то непонятной предысторией, чья функция, наверное, имела ознакомительный характер. Об «Агате» писать мне совершено не хочется: ну кто в здравом уме, при памяти и слуху не слышал эту легендарную группу? От набивших уже оскомину лично мне «Сказочной тайги» и «Как на войне» до «Опиума для никого» и «Чёрной луны»? Ну, кто эти песни не слышал? Они обязательны для любого человека, которого интересует эволюция русского рока; эти песни должен услышать любой и каждый – ибо слушают «Агату» абсолютно разные люди, как по социальной ступени, так и, к сожалению, по интеллекту. «Агата Кристи» росла постепенно, поальбомно. От «Коварства и любви», принёсшему коллективу первую волну популярности, до «Декаданса» - концептуальной, психоделической, задумчивой и лирической фантасмагории. После этого альбома было ожидаемое затишье, как перед бурей, носящей имя «Позорной звезды». Буря эта была окрашена в серые цвета меланхолии и приятна была, похоже, всем. Вернее понятна была всем: абсолютно бытовая «Как на войне; странноватая, но тоже в общем-то из той же оперы «Истерика». Незамысловатые символы в «Айлавью», её аскетичность, минимализм (бас-гитара держит ритм, электрическая гитара нагнетает обстановку одной-единственной музыкальной фразой, мерный бит барабанов – именно об этой песни хочется сказать «просто и со вкусом) удивляли, местами поражали.

Кто сказал «Опиум»? Вон тот гот справа? Ну да, в «Википедии» «Опиум» обозвали готик-роком. Не за показную мрачность музыки, не за суицидальные тексты – за настроение. Мрачными, в сущности, были все песни – по тексту. Лирическая мрачность и музыкальная сталкивались друг с другом ровно один раз – собственно, в «Опиуме для никого». Конечно, обилие синтезаторных скрипок действительно приближало этот альбом к готической субкультуре, да и песни вроде «Трансильвания» поддерживали это вступление. Если о «Diary of dreams» писали, что это хорошо контролируемый гнев, то «Опиум» - это сдержанная депрессия. Не возвышенная, не пафосная, а такая… местами ироническая, местами убийственная. Депрессия обиженного сноба.

Истерика у них созрела в «Урагане», окончательно проросла в «Майн кайфе». «Агата» стала группой, которую уважают даже эмо. Такая вот разношёрстная у них аудитория.

Проблемы начались после смерти Александра Козлова. «Триллер», конечно, имеет в своём репертуаре несколько хитов («Триллер», «В интересах революции»), но спасти группу всё равно не смог – тот успех, что она имела в девяностых, выскользнул из рук, рассыпался песком и ветром вылепил песочные фигуры Легенд Русского Рока.

Мало что возвращения не состоялось, так ещё и братья Самойловы оказались принципиальными. Гастролировали втроём – каково, а? Самойловы и Котов – две гитары, барабан. Потом Котов уплыл в свободное плавание – фанаты в очередной раз похоронили «Агату», и возрадовались, когда вопреки всякой принципиальности, Самойловы объявили новый состав: за барабаны уселся Снэйк («Наив» - тоже, увы, «-ex»), место клавишника занял Константин Бекрев из малоизвестной группы «Мир огня». Жить бы, да радоваться – но нет, «Эпилог» объявили. Реклама? Пиар перед новым альбомом? Ведь зал группа собрала преизрядный, не в последнюю очередь благодаря рекламе «последнего концерта в твоём городе».

Не знаю. Гадать не берусь. Но одно скажу точно – проводы старушке «Агате» Самойловы устроили шикарные. Не поскупились.

Во все цвета.


Места наши в этот раз - на балконе. Никуда особо не торопились – дураку понятно, что такая группа, как «Агата Кристи» выйдет, в лучшем случае через полчаса от заявленного времени.

Брошу-ка я очередной камень в сторону своего любимого «Колизео»: да, ребята, молодцы, оформили зал стильно, везде решётки торчат, освещение красноватое… Но зачем, скажите мне на милость, решётками этими балконные ограничители оформлять? Сидишь на первом ряду, видишь только половину сцены, вокалистов обычно да гитаристов. Может показаться странным, но меня ещё интересует игра клавишника и барабанщика. А из-за этих вот проклятых решёток их не видно – торчат какие-то рога, сволочи, загораживают мне всё. Стеклом бы что ли оформили эти ограничители… А, нельзя ведь, не стильно же так…

Небольшая, круглая сцена. Экран на стене, транслирующий официальный постер «Эпилога», перед ним барабанная установка, правее от неё – два синтезатора, поставленные буквой «Г». На переднем плане – два одиноких микрофона. В колонках фоном идут ремиксы на «Агату» - да уж, они уместны только на концертах, в отрыве их слушать невозможно… Но тут они весьма даже к месту – очень хорошо нагнетают обстановку, ещё и свет им подыгрывает… Пробирает, аж до дрожи. Люди внизу – как муравейник, из динамиков льётся синтетика, прерываемая иногда сонным вокалом какого-либо Самойлова – и свет, красноватый, тревожный. Эта музыка заставляет ждать. Ждать выхода группы.

Балкон напротив был забит до отказа, фэн-зона собралась нехилая. Наш балкон был полон наполовину, но тем не менее – много народа собрали. Реклама, что ли, подействовала? А петь они вообще будут?

Гм. Должно быть, будут. Недалеко от нас, на пересечении двух балконов, стояла звуковая панель. Там сидели люди – должно быть, мастер по свету, мастер по звуку и ещё кто-то с отдельным выводом на ноутбук. Так. Экран вытащили, звукооператоров, свет сделали – похоже, это они серьёзно.

Вольготно развалился в кресле – не потому, что совсем обнаглел, а просто так решётки не мешают. Взял с собою тетрадку – сет-лист писать. Жду. Свет то притухает, то становится ярким, ремикс на «Кошку» сменяет «Извращение», освещение гаснет и включаться более не собирается.

Крик обрывается, наступает тишина. В облаке дыма выходит группа – сначала клавишник. Он сразу хватает быка за рога – звучат пронизывающие звуки вступления; ударом тарелок возвещает о себе барабанщик Снэйк, и тут выходят Самойловы – под крики, под гром аплодисментов, зловещими тенями в тумане и при ядовитом освещением.

Приди ко мне
Уныние…


Чего и следовало ожидать – «Предисловие» . Песня, по композиции своей похожая на ранний «The Cure» - однотипный ритм барабанов, высокие, истеричные звуки гитары, тихий, выразительный вокал. «The Cure» с синтезатором – так, что ли? Нет. Синтезатор создал вступление, далее в повествование вторгается бодрый ритм барабана, вопит гитара (на «The Cure» похож только этот отрывок песни). Когда уже привыкаешь к такому ритму, он вдруг резко прерывается, голос Самойлова старшего прыгает вверх, барабаны бьют сильнее, агрессивнее. Песня набирает обороты, Бекрев у синтезатора безумствует, Самойловы стоят двумя недвижными фигурами и иступлёно бьют по гитарам. Очень эмоционально, свет прыгает в такт музыке – то светло, все лица видны, то темно, но тьму раздвигают другие прожекторы.

Начала нет и нет конца
Раскрасим жизнь во все цвета
Как в первый раз сейчас и снова
Всё раскрасим по-другому


Свет – яркий, ритм – быстрее, и голос, голос… Очень символическая песня, очень…

Далее, без пауз – «Письмо». Снова гитара, снова постепенное усложнение песни. Разогрев – перебор, барабанные палочки. Формируется ритм, идёт вокал. «Целую, пока, пиши». Тишина. «Добрый вечер! Привет Уфа!».

Начинается светопреставление, уши закладывает от гитарного боя – «Подвиг». Простая песня, но на концерте самое оно.

За столько лет группа научилась работать слажено. Во всяком случае, братья. Иногда они бьют по гитарам одновременно, насыщая ритм. Клавишные тоже великолепны – так или иначе, каждая песня подверглась обработке, например, «Ураган». Под конец, перед последним куплетом («Все твои игрушки…») Самойловы учинили настоящий ураган на гитарах. Отсюда: «Агата» потяжелела. Даже «Щекотно» - акустическая, можно сказать, песня – в новой обработке начиналась более быстрой игрой на электрической гитаре, со временем обрастая агрессивным барабанным ритмом. Клавишник тоже не отлынивал – были скрипки.

Или, вот, скажем, «Чудеса». Намного потяжелевшая, и партии, что раньше брал на себя синтезатор, звучат на гитаре. Такое вот глобальное переосмысливание [Грех сказать, они даже «Опиум для никого» изменили. Всё по-другому, всё тяжелее, всё лучше.].

Сложно выделить какую-либо песню, вдвойне сложно сделать это в стане новых. Пожалуй, «Алхимик» запомнился – может, за счёт провокационной строчки «Сосите люди леденцы»?.. «Чудеса», бесспорно, «Щекотно» - из старых…

Самойловы с залом не общались (за исключением стандартных фразочек Глеба вроде «Все живы?», «Спасибо Уфа» и т. д.), но у них есть свои «фишки». Например, во время «Похода» Вадим отбрасывал гитару, заставляя её биться о коленку (не просто так – когда того требовал текст), исполнил свою «вертушку» (крутился, сгорбившись, вокруг своей оси – на «Ковре-вертолёте»). Глеб, на «Как на войне» наклонял микрофон к залу – пойте, мол. Он периодически жестикулировал [на ХалиГалиКришне, к примеру: «Да только мне плевать / Это их дерьмо (показывает пальцем куда-то назад) / Это их проблемы / Мне всё равно (пожимает плечами»]. Клавишник прыгал с бубном на колонке («Как на войне») – весёлый он парень, особенно на фоне Самойловых; ещё и бас-гитару периодически брал («Алхимик»).

Но вот звучит «Я буду там» - и всем старым фанатам становится понятно, что концерт окончен. К тому же, перед этой песней были названы имена музыкантов. Но люди всё равно не расходились – то ли не хотели верить в эпилог, то ли просто нажрались пива.

Эпилог.


Он есть везде. И в этом отзыве без него тоже никак.

Группа «Агата Кристи» технически взлетела до небывалых высот. Группа «Агата Кристи» воспитывает на своих песнях второе поколение слушателей. Группа «Агата Кристи»… Короче, без лишнего пафоса, будет жаль, если она прекратит своё существование. Но лютой злобы на музыкантов не затаит теперь никто. Никто, кто был на их последнем концерте.

читать дальше

@музыка: The Cure - The Holy Hour

@настроение: сонное

@темы: отзывы (музыка)

Комментарии
24.04.2009 в 08:41

будет жаль, если она прекратит своё существование — действительно будет жаль. Только начнешь знакомится с группой, и тут узнаешь что она возможно прекратит свое существование.
24.04.2009 в 09:47

Наверное зря я не сходил... Хотя я их особо не слушал, так уж получилось.
24.04.2009 в 14:53

Ну и концерт же развернули.
Но почему ты не взял фотоаппарат?
24.04.2009 в 16:02

Мне интереснее словами описывать концерт. А то влепил несколько фотографий - и всё, иди, отдыхай. Плюс съёмка была запрещена. Не хотелось портить впечатление от концерта выяснением отношении с охранниками.

"Наверное, зря я не сходил... ". Зря.

"Только начнешь знакомится с группой, и тут узнаешь что она возможно прекратит свое существование". Что ж, наслаждайся тогда альбомами вдвойне.
28.04.2009 в 09:02

После твоего описания концерта, я то же пожалел, что не было там. Ну буду рассчитывать на лучшее, как ты говорил, что группа просто переименовывается. Хоть и я не прослушал все песни "Агаты Кристи", но был доволен или можно сказать рад, что смог узнать об этой группе.
30.04.2009 в 00:38

"...группа просто переименовывается" - оптимистичное заявление. Оно первым приходит на ум, но серьёзным тоном я бы этого никогда не сказал. Посмотри в Интернете - там множество версий о дальнейшей судьбе Самойловых (экс-"Агата" - да, страшно звучит). Не знаю. Время покажет. Но если бы мне сказали: "Угадай судьбу "Агаты" и получии миллион долларов в подарок" я бы ни за что не сказал, что они просто меняют название. Шутка это. Бред. Чушь. Не обращай на это внимания и не вздумай ляпнуть где не надо.
17.05.2009 в 22:20

А вообще, и совсем развалить "Агату" могут. От людей, выпустивших "Чудеса" на пике своей пупулярности (нет бы клоны "Опиум" 'а клепать!) чего хочешь можно ожидать. Да и не "Опиум" 'ом одним единым - "Декаданс" тоже как-то не прижился, не было на нём хитов уровня "Как на войне", "Опиум для никого", "Тайга"... Но мне лично эти альбомы очень нравятся.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail